Подводный танк советского производства
Т-38, использовавшийся в начале Великой Отечественной войны, обладал уникальной способностью пересекать водные преграды по дну.
Этот танк был амфибийным. Его корпус был герметичным, а плавучесть обеспечивалась большими пустотелыми понтонами. Для движения по воде использовался гребной винт, но при необходимости танк мог «ползти» по дну реки благодаря гусеницам и низкому весу (около 3,3 тонн).
Перед погружением экипаж герметизировал люки, а двигатель работал за счёт воздуха, подаваемого через специальную трубу (шланг). Это позволяло Т-38 преодолевать реки глубиной до 3–4 метров, двигаясь по дну, что было редкостью для танков того времени.
Немцы, привыкшие к более тяжёлым танкам, не ожидали, что советские машины смогут внезапно появляться с противоположного берега реки без мостов или переправ. Это создавало эффект неожиданности.